Водный мир Василия Михайлова

«ВОДНЫЙ МИР» ВАСИЛИЯ МИХАЙЛОВА.

Каждый из нас в душе не раз мечтал о белоснежной яхте, которая бесшумно летит по волнам, оставляя далеко позади суету и шум больших городов. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Белеет парус одинокий» — все эти образы с детства волнуют многих. Чтобы мечта осуществилась не обязательно быть чародеем. Нужно всего лишь проявить волю, настойчивость или просто очень захотеть. Так однажды и поступил житель Феодосии Василий Михайлов – капитан яхты, которую он строил своими руками 13 лет, применив технологию из фантастического фильма.

У Василия очень рано проявилась страсть к морю и парусам. Кроме этого, он с детства увлекался крымской историей и изучением древних артефактов, связанных с греческой колонизацией Крыма в античные времена. Возможно, это объясняется мистическим «зовом крови». Василий — потомок древних греков, некогда живущих на крымской земле. По семейным преданиям, передающимся в роду Василия из поколения в поколение, его предки были выходцами из греческого города Милета и носили фамилию Михайлиди.

С 1984 года Василий работал на секретном военном заводе «Море» в поселке Приморском, рядом с Феодосией. Профессиональный глубоководный водолаз решал технические задачи, связанные с испытанием военных кораблей.

В составе спортивной команды завода «Море» Василий участвовал во всесоюзных и региональных соревнованиях по подводному плаванию и водно-моторному спорту, команда завода дважды брала приз СССР. Так он стал кандидатом в мастера спорта.

На протяжении многих лет у Василия Михайлова была мечта – отправиться в поход под парусом. Кровь эллинов, замечательных мореплавателей, звала в море, хотелось ветра, борьбы с парусами, покорения широт. Василий взахлеб читал морские повести, изучал античные парусные галеры. Постоянно выписывал и зачитывал до дыр советский журнал «Катера и яхты». Купить яхту в то время, как, впрочем, и сейчас, было делом сложным и дорогостоящим. Работа на кораблестроительном заводе навела на мысль: «А что если построить яхту своими руками?» Если б Василий знал, сколько лет он будет шаг за шагом идти к реализации своей мечты, стал бы тогда он все это начинать? Я думаю, ответ очевиден, если речь идет о мечте всей жизни. У человека, который хоть раз выходил под парусом в море, навсегда останутся в памяти неизгладимые впечатления, когда над головой голубое небо, внизу – водная гладь, слух ласкает плеск бескрайнего моря, а взгляд притягивают удивительные виды побережья. Вместе со шлейфом воды за яхтой уходят все проблемы и заботы. Можно почувствовать себя мореходом-первопроходцем, пиратом или просто одиноким бродягой, бороздящим просторы океана. Здесь нет места условностям обыденной жизни, есть только ты и попутный ветер. В такие минуты начинаешь ощущать полную гармонию жизни.

Строить яхту Василий начал 20 лет назад на базе созданного им Приморского яхт-клуба. В те годы распада Советского Союза предприятия оборонной промышленности прекращали работу или меняли свой профиль и вместо танков производили крышки для консервирования. В это время яхта, по арендному договору, стояла на стапелях верфи военного судостроительного завода «Море». По этому поводу яхтсмен шутит: «При строительстве яхты использовались военные конверсионные наработки – то, что раньше применялось в боевых целях, теперь использовалось в сугубо мирных, даже романтических – для постройки яхты».

Василий Михайлов объясняет: яхты бывают однокорпусные, а есть яхты-катамараны – они состоят из двух корпусов. Такие суда имеют важное преимущество по сравнению с традиционным монокорпусом – они более устойчивы на воде. Живучесть такого судна намного выше, бортовая качка меньше, площадь палубы больше в два раза. Но есть и минусы: строить нужно сразу два корпуса, а это равносильно строительству двух яхт, что достаточно дорого. К тому же потом их необходимо очень прочно скрепить друг с другом.

Решение к Василию пришло феноменальное – использовать для двух корпусов катамарана готовые плавсредства с хорошими мореходными качествами и плавными обводами линий корпуса. Ими оказались две огромные секретные торпеды, предназначенные для взрыва береговых терминалов в порту противника. Их длина – 8 метров, ширина и высота – полтора. Эти торпеды и стали основой для корпуса катамарана. Яхта строилась без планов и чертежей, это фактически авторская работа, говорит Василий.

Ему помогали советом бывалые инженеры-кораблестроители. Использовались чертежи и схемы отдельных узлов различных яхт, которые Василий почерпнул из популярных журналов советского периода. Но основным источником информации по строительству катамарана стал американский фильм «Водный мир» с Кевином Костнером в главной роли. В нем Василий увидел пример очень интересного фантастического катамарана, с новыми, неординарными техническими решениями. Яхтсмен просмотрел фильм множество раз, и начался захватывающий процесс работы над реальной яхтой из фантастического кино. Василий делал стоп-кадры из фильма, чтобы точнее рассмотреть узлы и детали сложных конструкций.

«Кое-что приходилось додумывать самому, но идея построить подобный катамаран прочно засела в голове. От катамарана «Водного мира» я взял пример жестких силовых ферм для соединения корпусов-торпед. Фильм подал идею использовать гигантский воздушный змей – кайт, который поднимается над яхтой на высоту более ста метров, – ведь высоко в небе всегда есть ветер, и это дает дополнительную тягу судну. Также из фильма я взял идею быстрой постановки мачты и паруса с помощью хитрых приспособлений.

В итоге четырнадцатиметровую мачту весом в полтонны теперь можно в открытом море быстро снять и установить даже вдвоем! И это не в кино, а в жизни! На сегодняшний день на такое ни одна яхта подобного класса не способна. Эта функция позволяет во время шторма снять все парусное вооружение и быстро двигаться на одном моторе, поднять и поставить яхту в эллинг без крана и специальных приспособлений».

Одновременно с яхтой Василий построил еще один морской аппарат – полупогружаемый батискаф на 4 человек с большими (метровыми) окнами в днище. Батискаф вставляется в центр яхты между двумя корпусами, при необходимости его притапливают с помощью водного балласта, и пассажиры яхты, забравшись внутрь, могут наблюдать в огромные иллюминаторы жизнь подводного мира или смотреть и фотографировать, как погружаются их друзья-аквалангисты. С помощью лебедки батискаф можно спустить на воду, и благодаря небольшому двигателю он самостоятельно плывет. Его можно использовать и как спасательную капсулу или плавсредство для высадки на сушу. Василий гордится: подобного синтеза яхты и батискафа мировая практика еще не знала! Постройку яхты своей мечты он завершил через 13 лет, в 2003 году, и катамаран отправился в свой первый поход в море. Это путешествие не было далеким – примерно 20 км от пгт Приморского к берегам Феодосии.

Сегодня Василий на своей яхте смело бороздит просторы Черного моря. Его любимый катамаран – это почти дом на воде, здесь комфортно и все есть для того, чтобы жить несколько дней. Василий путешествует не один – в свои мореплавания он собирает команду любителей пройтись под парусом. Атмосфера на палубе царит дружеская: капитана уважают и беспрекословно слушаются, но присутствует и классическая греческая демократия.

Несмотря на то что яхтой управляет капитан, Василий считает важным условием, чтобы участники похода активно участвовали в обеспечении спокойного и безопасного плавания: оказывали помощь при швартовке, постановке парусов, помогали на камбузе, а в случае необходимости могли и постоять за штурвалом. Кстати, названия катамарану яхтсмен так и не дал, причем специально. Василий опасается, что неудачно выбранное имя может погубить яхту его мечты, поэтому уникальное судно безымянно.

Сейчас капитан вынашивает планы серьезного переоборудования и усовершенствования своей яхты: он собирается увеличить площадь корпусов, мощность двигателя, чтобы придать судну больше надежности и улучшить его мореходные качества. Когда работа будет закончена, мореход планирует совершить морскую экспедицию на родину предков – в Грецию. Проделать тот же путь, который три тысячи лет назад не раз проходили известные эллинские мореходы, герои Аттики. Пройти по следам легендарного Одиссея и аргонавтов, посетить овеянные славой места, где некогда происходили удивительные события, изменившие историю Европы. Здесь немало сложностей. А вот осуществить вашу давнишнюю мечту – выйти на несколько дней или недель в море под парусом на яхте – вполне реально. И если вы в душе романтик и искатель приключений, вы всегда сможете присоединиться к необычному походу. У нас с Василием много интересных совместных планов. Надеемся, что впереди нас ждут далекие многодневные путешествия, поиски затонувших кораблей и древних артефактов, которые таят Черное море, берега Крыма и острова Ахилла. Все романтики моря, белого паруса и вольного ветра, присоединяйтесь, поймайте свою мечту и удачу. Море зовет! ■

Странник Дори

Фото из архива Василия Михайлова

Тактико-технические данные яхты-катамарана:

Длина –10 м

Ширина – 5 м

Высота корпуса в каютной части – 2 м

Ширина кокпита по миделю – 1,4 м

Высота мачты – 14 м

Площадь парусного вооружения – 60 кв. м + кайт (парашют) – 23 кв. м

Мощность основного дизельного двигателя ДВС – 72 л/с

Скорость – 14 км/ч

Разрешенная вместимость – 12 чел.

 

По образованию Василий Михайлов инженер-радиотехник, кроме того он с отличием окончил морскую школу, стал капитаном и профессиональным водолазом. Любознательность, склонность к приключениям, желание попробовать себя в совершенно новом деле и романтическая натура привели его работать на карадагскую биостанцию, в дельфинарий, где он стал начальником водолазной станции и тренером морских животных. Василий участвовал во всевозможных экспедициях, снимался в документальных и художественных фильмах («Заповедники Украины», «Люди и дельфины»). Параллельно с работой на биостанции руководил дайв-клубом, организовывал соревнования по подводному плаванию и возглавлял федерацию подводного спорта Феодосии.