Морской экстрим

Газета «Провинция» №11 (552) 15.03-25.03.2007

МОРСКОЙ ЭКСТРИМ.

Первый батискаф приморских мореходов.

Говорят, самые счастливые люди те, кто добился намеченных в жизни целей. Одним из таких счастливцев смело можно назвать Василия Евгеньевича Михайлова водолаза Феодосийской судостроительной компании «Море». У него любимая работа, он со своими единомышленниками построил яхту и приступил ныне к захватывающей главе своей жизни – изучению моря. Для этого приморские мореходы соорудили батискаф.

Любовь на всю жизнь.

Правда, это еще не совсем батискаф. Точное название необычного детища Василия Михайлова: «Обзорная подводная камера». Похожа она на перевернутую лодку, внизу которой устроены 6 иллюминаторов, позволяющие производить визуальные наблюдения подводного пространства и дна в прибрежной зоне. Завершив строительство, автор испытал ОПК и получил патент. Однако его не все устраивало в конструкции – нужна была модернизация. В ней приняли участие Игорь Алексеев, Алексей Глазунов. На завершающем этапе подключились  Александр Барышев, Юлия Гаврилова. Окончательные испытания прошли  в конце осени 2006 года, завершились они успешно.

На этом можно было поставить точку. Я решил продолжить рассказ по нескольким причинам. Во-первых, батискаф – не первое и не самое масштабное изделие золотых рук энтузиастов. Во-вторых, интересен их лидер В.Е.Михайлов, как человек, влюбленный в море, отдавший много лет и сил покорению водной стихии.  В-третьих, он уже замышляет строительство настоящего батискафа, в котором можно опускаться в морскую глубину.

В жизни Василий Михайлов человек общительный, однако немногословный. Не любит посвящать в свои планы и мечты посторонних. Лишь однажды во время путешествия на его катамаране, он разговорился.

— Хотя я вырос в Приморском, на самом берегу черного моря, почему-то мечтал стать летчиком. Но ведь и море люблю. Так что выбор жизненной дороги был для меня очень мучительным. Судьба распорядилась так, что поступил в институт, не имеющий никакого отношения к небу и морю. Позже, поменяв несколько профессий, все-таки стал водолазом. И уже четверть века работаю на заводе «Море», — вспоминает мой собеседник.

— Организовал клуб аквалангистов, стал его руководителем. Вместе с Виктором Репецким  построили небольшой катер, назвали именем античного героя Одиссея.  В 1981 году спустили его на воду и совершили несколько увлекательных путешествий вдоль южного берега Крыма.

— Как пришла идея построить катамаран?

— Вот тогда и пришла, когда увидел, что своими руками что-то приличное можно сделать. Меня тянуло в морские путешествия, хотелось познать мир, притом на яхте, когда слышишь шелест волн.

В юности почти все мечтают о подвигах, свершениях. Увы, нередко все этим и заканчивается. Михайлову помог случай, да еще отзывчивые руководители. Задумав построить яхту, он узнал, что в его родном судостроительном предприятии имеются два пластиковых судовых корпуса. По технологическим причинам их готовили к утилизации. Обратился водолаз к генеральному директору Л.С.Астахову, рассказал о своей идее. Леонид Семенович, посоветовавшись с юристами, дал «добро». Специалисты оформили все необходимые документы, открыли заказ-наряд. Начались трудовые будни. Ныне Василий тепло вспоминает помощь начальников цехов Е.Н.Аникиенко, О.М.Борзенко, опытных судостроителей Валерия Свинобоя, Александра Сергеева, Ивана Шаповалова. Строили катамаран в свободное от работы время, и ушло на это 14 лет.

— Основные узлы и агрегаты собирали в частном подворье моего доброго помощника Юрия Константиновича Бекасова. Он отличный хирург, недавно получил высшую категорию, сдав экзамены в Министерстве здравоохранения. Юрий Константинович талантлив не только как врач, но и как знаток техники.  В юности был автогонщиком. С того времени приобрел навыки в технике – любой двигатель разберет и соберет, излечит, будто человека. На мое счастье, он не один. В моем экипаже инженер-технолог Игорь Алексеев, бывший военнослужащий Александр Глазунов и другие.

Мне нравилось слушать, как Михайлов говорит о своих сподвижниках. Его худощавое тренированное тело спортсмена расслаблено, речь спокойная, голос теплый. Но он тотчас преображается, вспомнив о проблемах.  Почему, к примеру, различного ранга чиновники в нашей стране попросту «давят» парусный спорт? По этой причине почти во всех приморских городах страны нет яхт-клубов. Раньше, во времена Союза, за техосмотр судна надо было заплатить около 4 рублей, сейчас не хватает полусотни долларов. А если вам необходимо открыть причал, ищите несколько тысяч гривен и готовьтесь к длительной процедуре сбора подписей в различных инстанциях. Раньше, кстати, это стоило примерно 5 рублей. Никого не интересует, где должен взять деньги обычный яхтсмен, которого приравняли к когорте богатых новых украинцев.

Как конструктор Чуб мореходом стал

Катамаран резво бежит по волнам, поймав парусами ветер. И тут мне удается разговорить еще одного члена экипажа – матроса Владимира Чуб, с которым познакомился два года назад во время одного путешествия на борту катамарана. Тогда мы ловили ставриду на самодуры, так называется снасть, состоящая из крючков, лески и грузила (без наживки), поэтому было не до бесед под ясным солнцем. Запомнилась его удивительная закалка. Все рыболовы мерзли от порывов пронизывающего северного ветра, кутаясь в утепленные куртки, а Чуб спокойно чувствовал себя в шортах, без майки. Откуда такая закалка?

— Видимо от предков. Были они запорожскими казаками, ходили в походы на славных «чайках», защищая родную землю от набегов врагов. Позже перебрались на Дон. С той поры и живут Чубы в Ростове, — негромко говорит Владимир, всматриваясь в голубое марево клокочущей под нами воды. – О море никогда не мечтал, зато увлекся регби.  Профессию выбрал на то время одну из самых популярных – стал инженером-конструктором. И вдруг влюбился в Феодосию…

Он замолкает. Я не тороплю. Понимаю, на него нахлынули воспоминания о том времени, когда в душу неожиданно ворвалась неведомая ранее страсть – морское дело. Перед этим была дружба ростовских и феодосийских регбистов, среди них особенно понравился Владимиру руководитель клуба аквалангистов Василий Михайлов. Он быстро научил ростовчанина обращению с аквалангом, посвятил в некоторые секреты судостроения. Одним словом, Чуб стал одним из энтузиастов, своими руками решивших построить яхту, для чего переселился на Украину.

Трудовые вахты так увлекали будущих мореходов, что они даже не заметили, как пролетели годы. Тем дороже были первые испытания катамарана. Ребята учили свою яхту ходить по морю, учились сами управлять парусами. Пытались понять законы природы. Понимали, что шутить со стихией нельзя. И однажды убедились в этом.

— В этот день мы отправились в район Карадага, хотя знали о штормовом предупреждении, — вспоминает Владимир Чуб. – Были уверены в своем судне, спокойно шли своим курсом. Но ураган, о котором предупреждали синоптики, оказался нешуточным. Ветер несся со скоростью больше 25 метров в секунду, волнение моря превысило 5 баллов. Пока работали оба двигателя, мы еще могли бороться со стихией… Когда же у одного из них оторвались лопасти, ситуация стала угрожающей – один мотор не мог противостоять силе ветра и волн. Уже собирались давать в эфир сигнал о помощи, однако решили еще раз попробовать спрятаться за скалу Иван-баба, подняв штормовой парус. Это удалось. Идем зигзагами, приближаясь к берегу, и слышим, как постепенно слабеют порывы ветра. Позднее узнали, какой ущерб нанес тот шторм крымским городам – десятки вековых деревьев не выдержали натиска урагана, повреждены километры линий электропередач…

Поймать ветер удачи.

Солнце поднимается выше, ласково грея наши спины. Катамаран идет вдоль берега, и Володя Чуб дает мне «порулить». Поясняет при этом: ручка управления называется румпель, повернешь ее влево – яхта начнет двигаться вправо, и наоборот. А вообще-то, по мнению потомка запорожских казаков, судьба парусного судна похожа на жизнь человека. Ведь люди, как и корабли, тоже несутся по океану жизни, стараясь поймать ветер удачи. Удалось поймать – живешь счастливо. Не вышло, не тот ветер словил, понесет тебя, будто щепку, закрутит в водовороте, да так, что паруса не выдержат…

Пока я рулю, пытаясь осмыслить сказанное матросом, поступает команда капитана – завтракать. На камбузе дежурил Владимир Чуб, заранее пообещавший, что приготовленное им блюдо я вряд ли раньше пробовал. И действительно, когда он насыпал из кастрюли, снятой с газового таганка, необычное варево, я был удивлен.  Блюда, названное «Уха из шашлыка», оказалось довольно вкусным. Вскоре удалось узнать секрет нового явства: капитан и его помощник хотели в этот раз побаловаться в море шашлыком. Мясо замариновали, как полагается, но в последний перед выходом из базы момент забыли мангал. Не пропадать же идее: решили сделать суп, главным содержимым которого стали куски шашлыка.

Приятно купаться в открытом море, ощущая каждой клеточкой тела чистоту и нежность соленной воды. Прекрасное время – лето. Но, оказывается, оба моих собеседника занимаются водными процедурами круглый год. Василий Михайлов кроме этого соблюдает необычную диету – называется она «раздельное питание», и дает неплохой эффект в комплексе со специальными упражнениями. Пожалуй, именно в этом секрет его отличной физической формы и здоровья.

Поймав ветер удачи, надо его еще и удержать. Похоже, у Василия и его единомышленников это получится. Сейчас мертвый сезон, но экипаж занят делом. Мореходы переделывают парусное вооружение и конструкцию катамарана, призвав на помощь сотрудников НИИ аэроупругих систем и опытного конструктора В.И.Нелипу,  изготавливают чертежи батискафа. Нужно его сделать поменьше размером и прочнее, чтобы мог выдержать гидроакустическое давление воды на глубинах до 10 метров. Технических проблем нет, а вот финансовые имеются. Для улучшения мореходных качеств катамарана надо примерно 2 тысячи «баксов». Василия преграды не пугают, привык их преодолевать. Поэтому верится в счастливые морские дороги водолаза В.Е.Михайлова и других энтузиастов из поселка Приморский.

Юрий Комлач