На борту катамарана

 

№51 (448), 17декабря 2003 года «Все для Вас»

НА БОРТУ КАТАМАРАНА

Катамаран в Феодосийском заливе; В.Е.Михайлов на борту своего судна. Фото автора и Э.Собко
Вы замечали, как быстро пролетает лето. Особенно короткими показались мне июнь, июль и август в уходящем году. Тем не менее, многое вспомнится из добрых мгновений отдыха. Это и рыбалка, и пляжные деньки. Все же наиболее яркие впечатления остались у меня после знакомства с Василием Евгеньевичем Михайловым и его детищем — катамараном.
Газета «Все для Вас» об этом человеке, своими руками построившем необычное судно коротко рассказала весной. Затратили на решение сложной задачи Василий и его помощники больше 10 лет. Уже после публикации статьи Михайлов впервые вышел в открытое море. Я встретился с ним на следующий день, чтобы по свежим следам взять интервью. Представлял, как Василий будет говорить о пьянящей радости от первого рейса, о высоких мореходных качествах своего судна…
— Честно говоря, у меня сейчас ни минуты свободного времени нет, — извинившись, сказал Василий. — Но выход имеется. Мы собираемся вскоре пойти к Карадагу на несколько дней, потом хотим половить ставриду. Я приглашаю с нами.
…От причала сдаточной базы завода «Море» мы отчаливаем ранним субботним утром. Нас обогревают ласковые лучи августовского солнышка. Дует легкий западный ветер, негромко гудит бензиновый «Вихрь», перемещая два легких корпуса катамарана по водной глади. У поселкового причала Михайлов берет на борт еще несколько любителей рыбной ловли. Среди них — молодая симпатичная женщина. Позже я узнал ее имя и место работы: Юлия Гаврилова представляет небольшое подразделение ОАО ФСК «Море», занимающееся изготовлением моделей кораблей. Но запомнилась она мне озорной улыбкой, оптимизмом и великолепным умением удить рыбу. Себя я новичком не считаю, ловлю ставриду уже лет 20, но признаюсь, что рыбачка Юля легко меня обставила уже после первого заброса самодуров в море.
Для непосвященных поясню. В Черном море ставриду ловят при помощи названной выше снасти, которую изготавливают сами. Это несложно. Берется леска длиной около метра, к ней привязывают 8-10 крючков, которые служат своего рода приманкой для рыбы.
Когда такой самодур бежит в морской глубине, крючки кажутся ставриде маленькими блеснами. Рыба эта хищная и бросается на самодур, заглатывая крючки. Чем ярче «блесны», тем больше шансов обдурить рыбу. Так вот на Юлином самодуре крючки были китайскими, леска тоже очень тонкая и крепкая. В этом весь секрет ее удачи, и узнал я его, когда наши самодуры в море встретились (такое случается нередко). Пришлось нам распутывать снасти, на что ушло минут десять.
Кто-то скажет: «Чего там считать минуты, если вышли в море на целый день?». А знаете, как стремительно летит время, когда занимаешься увлеченным делом! И не передать словами состояние души при клеве. Забросив снасть, накручиваешь катушку спиннинга, ожидая удара. Ощущаешь его неожиданно, после чего снасть становится тяжелее. Ты слышишь, как трепещет на крючке рыба. Всего доли секунды уходят на твою реакцию при атаке косяка ставриды, мгновенно начинаешь быстрее крутить катушку, стараясь не дать возможности красивой и очень шустрой рыбе освободиться от самодура. Иногда она выходит победительницей, но сожаления не чувствуешь — пусть живет…
Впечатлений в море масса. Вот неожиданно мой самодур будто зацепился за что-то в морской глубине. Первая мысль: попалась чья-то сеть, значит, снасть придется оборвать. Однако продолжаю крутить катушку. И вдруг вижу на самодуре крупную рыбу. Ее заметили все рыбаки, стоящие рядом со мной. Кто-то кричит: «Это селедка!». Действительно, попалась полукилограммовая рыбина, за которой несется весь косяк. Я снимаю ее с крючка, снова забрасываю самодур в море. Но косяка и след простыл. Зато в эйфории цепляю снастью за днище катамарана. Жаль, видимо, придется обрывать самодур. На выручку приходит помощник Михайлова Владимир Чуб. Ни слова не говоря, он ныряет в воду и через мгновение освобождает мою снасть. Кстати, мой спаситель оказался неординарным человеком. Поздней осенью мы еще раз вышли в море, и я увидел, как Володя легко переносит холод. Его не испугал северный ветер, от которого все мы ежились в куртках. Владимир же спокойно купался, не прятал от жгучих порывов ветра обнаженное тело. Оказывается, уже почти десяти лет он закаляется по системе известного Порфирия Иванова и уже легко переносит холод.
Уже вечером мы направляемся к причалу. У каждого в сумке приличный улов. Наконец-то я выби-раю минуту, чтобы проговорить с хозяином судна. Немного протокольным языком Василий рассказывает: «Построенный совместно с моим помощником Юрием Бекасовым парусно-моторный катамаран (ПМК) по проекту «Мираж» в ходе испытаний показал хорошие мореходные качества. Испытания проходили в различных условиях, в том числе, при силе ветра до 25 м. сек и волнении моря до 4 баллов. Даже при значительном шторме ПМК не «зарывается» в воду, благодаря относительной легкости конструкции, а также большому объему корпусов (предполагающих комфортность). Кроме этого, применены отражатели волны, не характерные для подобных проектов. Поставили мы и нетрадиционное парусное вооружение — стаксельное, что упростило эксплуатацию катамарана. Отсутствие гика увеличило безопасность (это особенно ценно для яхт типа «туркласс»)»…
Далее мой собеседник привел технические термины, которые могут понять лишь специалисты морского дела, и я решил их не печатать, дабы не смущать нашей с Василием ученостью рядового читателя. Зато понравилась его информация о многоцелевом использовании судна и о том, что своего рода «приложением» к катамарану стал подводный спускаемый аппарат сухого типа для панорамного обзора (ОПК). Это устройство, уже защищенное госпатентом, похоже на маленькую подводную лодку, можно применять для осмотра гидросооружений,поисковых работ, подводного туризма. На борту также размещена моторная лодка «Лига», кстати, тоже необычная — защищенная патентом. Как положительный момент В.Михайлов назвал то, что значительная площадь платформы позволяет снизить бортовую качку, а высоко поднятые рули не мешают плавать на мелководье.
Сейчас по окончании сезона Василий и его помощники заняты доработкой и усовершенствовани-ями конструкции. Он очень ценит всех, кто оказывает ему поддержку не только советами, но и практически. Это инженер-конструкторы Владимир Чуб (из Ростова), Игорь Алексеев, Виталий Нелипа, а также Александр Терещенко, Дмитрий Нарбеков, Юлия Гаврилова, водолаз из Москвы Андрей Крюков и другие. О каждом из них В.Михайлов может говорить долго и вдохновенно. Слушая Василия, представляю его новые морские походы, приключения. А еще, надеюсь, мир узнает новые идеи изобретателя и морехода, живущего в небольшом поселке на берегу Черного моря. Пусть его спутником всегда будет удача.
Юрий Комлач